САЙТ СОЗДАН ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
МИТРОПОЛИТА ТВЕРСКОГО
И КАШИНСКОГО ВИКТОРА

История монастыря

 На истоке великой русской реки Волги в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича открыли мужскую Спасо-Преображенскую пустынь, приписанную к Нило-Столобенскому монастырю. Условия для существования монастыря были невыгодными из-за труднодоступной местности.

В нем была одна деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, келии и ограда были деревянными. Этот монастырь просуществовал до конца XVII в.

В 1697г. на него обратил внимание Петр I и монастырь возродился. Однако в 1724 году монастырь постигло несчастье - все постройки сгорели и, несмотря на особый указ Верховного Тайного Совета, он не был восстановлен. В 1740 г. монастырская земля под названием Преображенской перешла к Селижарову монастырю, который поселил на ней приписных в его вотчину церковников. Из этого поселка и образовалась деревня Волгино Верховье. Жители деревни по исконному русскому обычаю установили на ключе, из которого берет свое начало Волга, святыню - Часовню, что-то вроде Иордани.

В начале XX столетия у истока Волги снова появилась православная святыня - Ольгинский женский монастырь. Для обозначения духовной значимости начала великой русской реки начали строить каменный храм, повторявший формы московского собора Василия Блаженного. При храме собралась женская иноческая обитель-община. В 1909г. из общины создали общежительный женский монастырь.

Ольгин женский монастырь был закрыт в 1918 году, но монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а в 1924 г. - сельскохозяйственная артель; только лишь к концу 1924 община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование.

Власть изъяла у монастыря буквально все - земли, здания. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время войны немцы взяли село, но не разрушили монастырских храмов. Безбожное время превратило в пустыню не только обитель Ольги – великой княгини, первой русской прославленной святой, но и все село и округу.

В конце 1970-х гг. в Волговерховье пришли реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы.

 28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нем монашенкой жизни, с назначением настоятельницы обители монахини Анастасии (Зиберт Татьяны Георгиевны). Но тогда иноческая община не сложилась.

Монашеская жизнь на истоке Волги начала наполняться духовной силой, насельницами и постоянным молитвенным трудом с появлением в 2007 году настоятельницы монастыря монахини Софии (в миру Прощаева Светлана Александровна). Начали совершаться постоянные богослужения в церквях монастыря, проводиться требы, крещения. В монастырь потянулись православные паломники, появились добровольные помощники и прихожане. 

Монастырь у истока Волги посвятили великой русской святой – равноапостольной княгине Ольге

Почему? Может быть потому, что слова Ольга и Волга созвучны: в Древней Руси эту реку называли Вольга. За этим созвучием – связь святого места и святого имени, глубинная связь времен.

Начало XX столетия… Тогда прошли большие торжества, посвященные прославлению великого молитвенника Земли Русской преподобного Серафима Саровского. В России готовились широко отметить 100-летие Отечественной войны 1812 года, победу русского оружия в борьбе с французским нашествием. А в 1913 году предстояло празднование 300-летия дома Романовых.

Народ обращался к своим истокам, осмыслению своей истории, потому монастырь у начала великой русской реки Волги посвятили равноапостольной княгине Ольге, стоявшей у истока христианства на Руси, внук которой – благоверный князь Владимир – крестил русский народ.

Церковь называет святую Ольгу «денницей спасения Земли Русской, равноапостольной и единоревнительницею апостолам». Первый русский летописец, святой инок Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор говорил о ней: «Она предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря перед светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь».

Насельницы первого Ольгинского монастыря и нынешнего, возрождающегося, верили и верят, что равноапостольная княгиня охранит и спасет исток Волги и всю Русскую Землю.